Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы–успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создание условий комфортного
перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Скоро в школу» решает задачи общего развития будущего
первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
¬Увеличение объемов внимания и памяти.
¬Развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов
умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации).
¬Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
¬Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, развитие коммуникативных умений.
¬Формирование умений планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами,
проверять результаты своих действий.
¬Сохранение и укрепление здоровья;
¬Развитие личностных качеств:формирование ценностных установок и
ориентаций на учебу, развитие творческой активности, формирование
и развитие психических функций познавательной сферы, развитие
эмоционально-волевой сферы.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе
конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Математика и развитие логического мышления», «Обучение руки письму», «Обучение грамоте».
Занятия комплексные. В ходе занятия происходит постоянная смена видов деятельности, проводятся физминутки, которые не дают детям утомиться. Первая часть занятия отводится на развитие математических представлений, логического мышления, развитие мелкой моторики. Вторая часть занятия направлена на развитие речи детей, обучение грамоте, знакомство со звуками, далее отработку навыков чтения и подготовку руки к письму.
Ценностные ориентиры
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:мотивационные и коммуникативные, формирование Я
-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
⎫распознавать звук в словах;
⎫внимательно слушать литературные произведения;
⎫называть персонажей, основные события;
⎫отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать
элементарные выводы;
⎫составлять элементарный рассказ по серии картинок;
⎫обсуждать нравственные стороны поступков людей;
⎫участвовать в коллективных разговорах;
⎫использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
⎫различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
квадрат), по цвету, по размеру;
⎫считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
⎫определять количество предметов в пределах 10, соотносить
количество с цифрами;
⎫ориентироваться в пространстве;
⎫ориентироваться в тетради в клетку;
⎫выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
⎫правильно использовать кисть при рисовании;
⎫выполнять элементарный орнамент в полосе;
⎫использовать элементарные приемы лепки (оттягивание,
прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
⎫устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
⎫различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
⎫различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные, потешки);
⎫устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
⎫присчитывать и отсчитывать по одному;
⎫использовать основные правила построения линейного орнамента.